Почему «Битлз» пели с американским акцентом? Или: как убедить подростков собирать различные виды мусора в отдельные пакеты?
На такие, совсем не похожие друг на друга, вопросы пытались ответить участники цикла познавательно-игровых программ для одаренных детей КЛЕVER. Итоговая программа «Таланты и поклонники» прошла 15 мая в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина. Организатором цикла выступил Дом детского творчества «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга.
На заключительном этапе соревнования юных энциклопедистов участники должны были представить вниманию компетентного жюри, состоявшего из представителей вузов – партнеров конкурса, свои творческие проекты. Как выяснилось, сфера интересов десятиклассников (а именно на такой возраст участников был рассчитан цикл) широка и многообразна. Так Екатерина Петухова из 560-й школы исследовала вопрос: с какого момента и почему в песне «Ливерпульской четверки» стал прорезаться американский акцент? Первоначальной гипотезой было то, что «Битлз» начали использовать американизированные слова, когда отправились завоевывать Новый Свет. Девушка провела сравнение текстов из альбомов различных лет, и пришла к выводу, что американизмы были в текстах знаменитой британской группы… всегда. И связано это было, по ее мнению, с тем, что музыканты всегда стремились изменить мир к лучшему, а сделать это в консервативной Британии не представлялось возможным. Соединенные Штаты Америки представлялись той землей, где такие перемены были возможны. Между прочим, сама Катя признала: ее собственный английский тоже не свободен от американского влияния.
Остается ли «Евровидение» музыкальным конкурсом, призванным объединять народы и культуры, или превратилось в политическое шоу? Таким вопросом задалась Татьяна Ананских из 622-й гимназии. Анализ политизированных скандалов, преследующих «Евровидение» последние десять лет, и результатов голосования, привели Таню к выводу, что культурная составляющая в крупнейшем музыкальном конкурсе отошла на второй план. На определение победителя больше влияет не качество исполнения, а мировая геополитика. Но, вот, что с этим делать? Татьяна считает: ужесточить ответственность за любые проявления политизированности в ходе конкурса. Но, вот, как определить эти проявления? Тут четкого ответа не было дано.
Мария Мищенко из 482-й школы, которой в этот день выпала нелегкая задача открывать турнир, выбрала в качестве темы развитие местного самоуправления. И судя по оценкам жюри, не прогадала. Ее рассказ об истории становления и настоящем дне того муниципального образования, в котором она живет и учится, удостоился второго места.
Лучшим же члены жюри посчитали выступление Елизаветы Новичковой из 107-й гимназии. Лиза не просто проанализировала какую-то проблему. Она рассказала, как подготовила и провела в своей школе проект экологического просвещения школьников. Темой ее проекта стала борьба с бытовыми отходами и проблемы раздельного сбора мусора. Девушка провела уроки у восьмиклассников, мастер-класс по изготовлению модных сумок из пластиковых пакетов, подготовила и повесила в школе плакаты, объясняющие вред для природы от плохо разлагающегося мусора и рассказывающие, как этот вред уменьшить… «Знаете, некоторые ребята до сих пор ходят в школу с теми сумками, которые мы сделали на мастер-классе», - отметила Лиза. Может быть, это и стало решающим доводом для жюри, которое единодушно присудило ей первое место.
По итогам всего цикла «КЛЕVER», состоявшего из пяти этапов (каждый был посвящен своей области знаний) победительницей была признана также Елизавета Новичкова.
На этом конкурс завершился. Но… только в этом году. Это стало ясно после того, как школьники отправились на экскурсию по Президентской библиотеке, а педагоги и представители вузов, на базе которых проходили предыдущие этапы (Северо-Западного института управления РАНХиГС, Санкт-Петербургского государственного технологического института и Высшей школы печати и медиатехнологий СПбГУПТД) собрались на круглый стол. Все участники высказались за то, что проект очень полезный, и его следует сделать ежегодным. Старшеклассникам полезно оценить свои знания не в одной, а сразу в нескольких областях. И не в условиях школы, а в стенах профильных вузов, под пристальным взглядом специалистов высшей школы. Это помогает определиться с дальнейшим выбором профессии.
Был высказан ряд рекомендаций по усовершенствованию программы. Участники обсуждения выразили также благодарность руководству Президентской библиотеки за то, что она поддержала это новое начинание.